ООО Юридический центр «ЛЕГИСТ»

Фонограмма это? 3 факта

Когда вы слышите фразу «фонограмма», вы, возможно, думаете: «это просто запись песни или звуков». Однако на практике правовой режим фонограммы сложнее, и зачастую многие люди (музыканты, блогеры, владельцы площадок) сталкиваются с неожиданными юридическими рисками.

В этой статье мы подробно разберём, что такое фонограмма с точки зрения российского права, какие права связаны с ней, как действует законодательство, какие ошибки совершают чаще всего, и как эффективно защитить свои интересы.

Слово фонограмма часто используется как ключевое для определения правовой охраны записи звуков. Понимание, что именно охраняется, кем и как — имеет прямое значение. Без помощи юриста можно упустить срок защиты прав, неправильно оформить договор или проиграть судебное дело.

С учётом специфики цифрового мира (запись, хранение, размещение в интернете, трансляции) тема фонограмм значима не только для музыкантов и звукозаписывающих компаний, но и для любого, кто использует звукозаписи (например, для видеоконтента, рекламы, платформ).

Если вы сейчас столкнулись с вопросом: «можно ли использовать чужую аудиозапись?», «как доказать своё право на запись?», «что делать, если вашу запись незаконно использовали?» — эта статья для вас.

1. Фонограмма это? Что такое фонограмма: определение, сущность

1.1 Законодательное определение

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 1304 Гражданского кодекса (часть IV) фоно́гра́мма — это любая звуковая запись исполнения или иных звуков либо отображения этих звуков.
То есть под фонограммой понимается сама запись — неважно, музыкальная композиция или шум, голос, эффект — важно именно то, что это зафиксированные звуки или их цифровое отображение.

Важно: фонограмма не тождественна произведению музыки (композиции, текста) и не тождественна исполнению — это отдельный объект, относящийся к смежным правам.

Например, если вы записали звуки дождя, шум города, звук шагов — это тоже фонограмма, хотя не музыкальное произведение.

1.2 Отличие фонограммы от музыкального произведения и исполнения

Чтобы не запутаться, надо чётко разделять три близких, но разных объекта:

  • Музыкальное произведение / литературно-музыкальное произведение: это мелодия + текст, созданные автором. Это объект авторского права (не смежного).
  • Исполнение (перформанс): это исполнение произведения исполнителем (певцом, инструменталистом). Исполнитель имеет смежные права на своё исполнение (ст. 1313–1315 ГК РФ).
  • Фонограмма: физическая фиксация звуков исполнения или других звуков.

Таким образом, для создания законной фонограммы часто требуется либо согласие автора музыкального произведения (композитора, автора текста), либо иное законное основание (например, договор, лицензионное право). Просто записать чужую мелодию нельзя без разрешения, даже если вы не публикуете её — вы нарушите смежные или авторские права.


2. Субъекты прав на фонограмму

Кто же может быть правообладателем фонограммы?

2.1 Изготовитель фонограммы

Согласно статье 1322 ГК РФ, изготовителем фонограммы признаётся лицо, которое взяло на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображения этих звуков.

Если нет доказательств обратного, то изготовителем считается тот, чьё имя или наименование указано на экземплярах фонограммы или в упаковке.

Изготовитель — это самый главный субъект, обладающий исключительным правом на использование фонограммы.

2.2 Исполнитель

Исполнитель — это лицо, творческим трудом которого создано исполнение произведения. Он имеет смежные права на своё исполнение: исключительное право на исполнение, право авторства исполнения (имя исполнителя) и право на защиту исполнения от искажений.

Эти права действуют независимо (хотя и согласуются) с правами изготовителя фонограммы.

2.3 Автор музыкального и текстового произведения

Автор музыкального произведения (композитор) и/или автор текста песни имеют авторские права на мелодию и текст. При создании фонограммы часто требуется их разрешение, если вы хотите использовать чужую музыку или текст в записи.

Поэтому фактически в цепочке прав стоят три уровня: автор → исполнитель → изготовитель фонограммы. И использование фонограммы должно уважать права каждого из этих звеньев.


3. Исключительные права на фонограмму: что входит

Изготовитель фонограммы получает исключительное право использовать фонограмму любым законным способом, а также распоряжаться этим правом (продавать, лицензировать и пр.) (статья 1324 ГК РФ).

3.1 Использование и распоряжение

В частности, изготовитель может:

  • разрешать или запрещать воспроизведение фонограммы (то есть копирование, запись)
  • разрешать публикацию, обнародование (размещение там, где люди могут к ней доступ)
  • передавать права по договору (отчуждение, лицензионные договоры)
  • получать вознаграждение за использование
  • требовать защиты от искажения фонограммы (так, чтобы запись не была изменена без согласования) (ст. 1323 ГК РФ)

3.2 Формы использования

Согласно подпунктам пункта 2 статьи 1324 ГК РФ, использованием фонограммы считаются следующие действия:

  1. Публичное исполнение — сообщение фонограммы в месте, открытом для посещения или где присутствует большое число лиц.
  2. Сообщение в эфир — передача фонограммы посредством радио или телевидения или ретрансляции.
  3. Сообщение по кабелю — передача записи через кабельные сети.
  4. Доведение до всеобщего сведения — когда любой человек может в любое время получить доступ к фонограмме (например, размещение её в интернете без ограничений доступа).
  5. Воспроизведение — изготовление копий (на диске, флешке, запись на сервер, копирование и т.п.). При этом запись фонограммы в память ЭВМ считается воспроизведением, если она не является краткосрочной технической записью.
  6. Распространение — продажа, передача экземпляров фонограммы.
  7. Импорт — ввоз экземпляров фонограммы для распространения.
  8. Прокат — сдача фонограммы в аренду.
  9. Переработка — создание нового варианта фонограммы (микширование, ремикс и т.д.).

Так что если вы, скажем, скачали аудио, скопировали его и разместили на сайте — это уже воспроизведение + доведение до всеобщего сведения (если не ограничено). Если вы используете запись в публичном месте — это тоже публичное исполнение.


4. Ограничения прав и случаи допустимого использования

Права изготовителя фонограммы не абсолютны — законодатель предусмотрел случаи, когда использование возможно, но с определёнными обязательствами.

4.1 Статья 1326 ГК РФ: коммерческое использование

Статья 1326 ГК РФ говорит: публичное исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, а также её сообщение в эфир или по кабелю допускается без разрешения обладателя исключительного права, но с выплатой вознаграждения.

То есть, если фонограмма уже была опубликована (например, выпущена звукозаписывающей компанией), её публичное исполнение или трансляция возможны, но вы обязаны заплатить правообладателю.

Вознаграждение собирается и распределяется организациями коллективного управления правами (ОКУП). (статья 1244 ГК РФ)

При этом 50 % от вознаграждения идёт исполнителям, 50 % — изготовителям фонограмм (если нет иного соглашения).

4.2 Обязательства пользователя

Пользователи фонограмм обязаны предоставить отчёты об использовании, документы, данные — чтобы ОКУП могла корректно распределить вознаграждение.

Важно: разрешение законом не освобождает вас от обязанности платить и от отчётности — просто вы не обязаны заключать лицензию вручную с правообладателем, если речь идёт об уже опубликованной фонограмме и использовании в публичном исполнении / трансляции.

Также стоит помнить, что не каждое воспроизведение автоматически подпадает под статью 1326 — только если фонограмма опубликована в коммерческих целях и используется публично или трансляционно.


5. Правовое обоснование по данному делу

Теперь применим всё вышесказанное к конкретному делу — как защитить свои права на фонограмму или как отстоять себя, если вас обвиняют в нарушении.

5.1 Законодательная база

Основные нормативные акты:

  • Гражданский кодекс РФ, часть IV, глава 71, смежные права
  • Статьи 1322, 1323, 1324, 1326 ГК РФ
  • Гражданский процессуальный кодекс (ГПК РФ) — регламент судебного разбирательства
  • Закон о коллективном управлении правами (статья 1244 ГК РФ)
  • В ряде случаев — Закон о защите прав потребителей (если речь о коммерческом использовании записи для рекламы)

Эти нормы образуют ядро правового обоснования.

5.2 Примеры судебной практики

  • В Постановлении Суда по интеллектуальным правам от 5 марта 2024 года было признано, что спорная «переработка фонограммы» (ремикс) фактически не имела место, поскольку не было доказательств существенного изменения оригинала.
  • В другом деле Суд признал, что публичное исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, может быть осуществлено без разрешения правообладателя, но с выплатой вознаграждения.
  • Практика по ст. 1326 показывает, что далеко не все запросы на выплату вознаграждения удовлетворяются — в кассациях часто дело отклоняют за недостаток доказательств.
  • В одном деле Московский городской суд указал, что изготовитель фонограммы вправе защищать своё право на указание имени и требовать запрета на искажение записи.

Эти примеры показывают, что суды оценивают доказательства: была ли фонограмма действительно опубликована, каким образом она использована, насколько обоснованы требования о вознаграждении.

5.3 Права гражданина, шаги, типичные ошибки

Права гражданина / правообладателя:

  • требовать признания своего права на фонограмму
  • запрещать незаконное использование (копирование, публикацию, трансляцию)
  • требовать возмещения убытков (реального ущерба) или уплаты компенсации
  • требовать устранения правонарушения (удаления записи, запрет её публикации)
  • требовать указания авторства/имени изготовителя
  • участвовать в судебном процессе, подавать доказательства

Типичные ошибки, которые совершают люди:

  1. Не документируют момент записи и свои права — отсутствие технических записей, метаданных, первичных файлов.
  2. Не заключают договоры с авторами, исполнителями, не фиксируют передачу прав.
  3. Поздно реагируют — пропуск срока исковой давности или упущение момента хранения доказательств.
  4. Неправильное использование записи без расчёта вознаграждения или отчётов (например, публичное использование без выплаты).
  5. Слабые доказательства — отсутствие экспертных заключений, незафиксированные свидетельства.
  6. Непонимание цифровой специфики — что значит «размещение в интернете», как считать воспроизведение и доведение до сведения.

Поэтому при возникновении спора важно действовать своевременно и грамотно собирать доказательства.


6. Доказательства и экспертизы

Чтобы суд признал ваше право или подтвердил нарушение, важно обеспечить убедительные доказательства.

6.1 Фоноскопическая экспертиза

Фоноскопическая (фонографическая) экспертиза — судебно-криминалистическое исследование записи с целью установить принадлежность голоса, достоверность записи, степень её изменения и т.д.

Примеры:

  • В деле по взятке эксперт провёл исследование голоса и установил, что на записи говорит подозреваемый (по результатам судебной экспертизы).
  • В другом деле эксперты смогли извлечь дословное содержание разговора из некачественной записи.

Экспертиза — тяжёлый и дорогой путь, но часто необходимый, особенно если контрагент отрицает, что запись ваша.

6.2 Иные виды доказательств

  • Мета-данные, исходные файлы записи, с отметками времени
  • Свидетельские показания: тех, кто слышал запись, участвовал в её записи
  • Лог-файлы, серверные журналы (в цифровой среде)
  • Переписка, договоры, акты — всё, что фиксирует факт создания записи
  • Сравнительный анализ: сравнение вашей записи и спорной
  • Скриншоты, сохранённые копии страницы размещения

Суд оценивает доказательства в совокупности — экспертное заключение усиливает вашу позицию, но важно, чтобы оно было назначено надлежащим образом и содержало достаточное обоснование.


7. Алгоритм действий при нарушении прав

Ниже — последовательность практически необходимых действий, если вы столкнулись с нарушением ваших прав на фонограмму:

7.1 Претензионная стадия

  1. Составьте претензию к лицу, использовавшему вашу запись. В претензии опишите факт нарушения, потребуйте удалить, прекратить использование, выплатить компенсацию, указав срок (обычно 10–30 дней).
  2. Укажите ваши доказательства (метаданные, исходный файл, дата записи и пр.).
  3. Отправьте претензию заказным письмом с уведомлением или иным способом, фиксируя получение.

Претензионная стадия обязательна в ряде случаев (в гражданском процессе) и показывает вашу добросовестность.

7.2 Исковое заявление

Если претензия не дала результата, подайте исковое заявление в суд с требованиями:

  • признать ваше право на фонограмму
  • запретить дальнейшее использование
  • взыскать убытки или компенсацию
  • обязать удалить запись / удалить спорные файлы

В иске следует изложить обстоятельства, правовую основу (соответствующие статьи ГК РФ), приложить документы и доказательства.

Важно — иск подавать в срок исковой давности (общий срок — три года, но могут быть нюансы).

7.3 Судебное разбирательство

  • заявляйте ходатайства об экспертизе
  • представьте свидетелей
  • участвуйте в прениях, аргументируйте позицию
  • контролируйте сбор доказательств от ответчика (и запросы)
  • в случае отрицательного решения — возможность обжалования, кассации

Процесс может быть продолжительным, и часто успех зависит от деталей — грамотной подготовки, доказательств, экспертизы и качественного юридического сопровождения.


8. Контроль рисков в цифровом пространстве

Особенно важно предусмотреть защиту прав заранее, в цифровой среде.

8.1 Лицензионные договоры

Когда вы создаёте фонограмму или используете чей-то аудиоматериал, заключайте:

  • договор с автором произведения (лицензия, отчуждение)
  • договор с исполнителем (уступка, лицензия)
  • договор на использование фонограммы (лицензия, исключительное право)

Все такие договоры должны быть оформлены письменно с точным указанием прав, сроков, территории, вида использования.

8.2 Уведомления, блокировки

  • При обнаружении незаконного размещения — направляйте уведомления владельцам площадок (например, хостерам), требуйте удаление
  • Работайте с цифровыми платформами — не забывайте механизмы защиты интеллектуальной собственности
  • Заранее прописывайте в условиях использования (например, на вашем сайте) запрет на копирование или использование аудио без разрешения

8.3 Работа с платформами

Если вы размещаете фонограмму на платформе (аудиохостинги, стриминг-платформы), убедитесь, что условия использования (лицензия) защищают ваши права. Контролируйте, чтобы пользователь сети не мог просто скачать файл и разместить его у себя.


9. Практические советы и “подводные камни”

  • Если вы записываете фонограмму, сохраняйте оригинал (несжатый формат) и метаданные (дата, устройство).
  • При публикации обязательно проставляйте своё имя или наименование как изготовителя — это поможет установить право.
  • Не игнорируйте договоры: даже если вы записали сами, лучше оформить документально передачу прав или лицензию, чтобы исключить споры впоследствии.
  • Будьте внимательны при публикации чужих записей: даже цитирование может быть рискованным, особенно в коммерческих проектах.
  • Если вам предъявляют претензии — диалог с противоположной стороной может помочь (переговоры, медиация) до суда.
  • Не откладывайте — чем позже вы действуете, тем слабее доказательства и тем выше риск.
  • При работе с цифровыми платформами — используйте технологии защиты (DRM, водяные знаки, цифровую атрибуцию).
  • Обратитесь к специалисту на ранней стадии — юрист поможет подобрать стратегию предсудебной защиты и оформить всё корректно.

Заключение

Вопрос фонограмма — что это далеко не тривиален.

Фонограмма — это не просто звуковая запись, это самостоятельный объект смежного права, на который распространяются исключительные права изготовителя (и смежные права исполнителя). Россиянские законы (Гражданский кодекс, в частности статьи 1322–1326) чётко устанавливают виды использования, обязанности и права.

Однако даже законная запись может быть использована неправомерно — без лицензии, без выплаты вознаграждения, без соблюдения договоров, без учёта цифровой специфики. И многие судебные споры возникают из-за недостаточно подготовленных правовых документов, слабых доказательств или поздней реакции.

Если вы создали фонограмму, разместили её в интернете, используете чужую запись или столкнулись с обвинением в нарушении — вам нужна юридическая экспертиза.

Заказывайте услуги юриста прямо сейчас по этой ссылке >>> — вместе мы выработаем стратегию защиты или опровержения, подготовим договоры, претензии и обеспечим качественное сопровождение вплоть до судебного решения.

Знайте своё право, действуйте уверенно — и ваша фонограмма будет надёжно защищена.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    • Возникли вопросы? С радостью Вас проконсультируем!
    © 2025 ООО Юридический центр «ЛЕГИСТ»
    Разработка сайта: www.itolimp.com

    Форма связи

    Оставьте заявку — перезвоню в течение 30 минут.