Когда вы слышите фразу «фонограмма», вы, возможно, думаете: «это просто запись песни или звуков». Однако на практике правовой режим фонограммы сложнее, и зачастую многие люди (музыканты, блогеры, владельцы площадок) сталкиваются с неожиданными юридическими рисками.
В этой статье мы подробно разберём, что такое фонограмма с точки зрения российского права, какие права связаны с ней, как действует законодательство, какие ошибки совершают чаще всего, и как эффективно защитить свои интересы.
Слово фонограмма часто используется как ключевое для определения правовой охраны записи звуков. Понимание, что именно охраняется, кем и как — имеет прямое значение. Без помощи юриста можно упустить срок защиты прав, неправильно оформить договор или проиграть судебное дело.
С учётом специфики цифрового мира (запись, хранение, размещение в интернете, трансляции) тема фонограмм значима не только для музыкантов и звукозаписывающих компаний, но и для любого, кто использует звукозаписи (например, для видеоконтента, рекламы, платформ).
Если вы сейчас столкнулись с вопросом: «можно ли использовать чужую аудиозапись?», «как доказать своё право на запись?», «что делать, если вашу запись незаконно использовали?» — эта статья для вас.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 1304 Гражданского кодекса (часть IV) фоно́гра́мма — это любая звуковая запись исполнения или иных звуков либо отображения этих звуков.
То есть под фонограммой понимается сама запись — неважно, музыкальная композиция или шум, голос, эффект — важно именно то, что это зафиксированные звуки или их цифровое отображение.
Важно: фонограмма не тождественна произведению музыки (композиции, текста) и не тождественна исполнению — это отдельный объект, относящийся к смежным правам.
Например, если вы записали звуки дождя, шум города, звук шагов — это тоже фонограмма, хотя не музыкальное произведение.
Чтобы не запутаться, надо чётко разделять три близких, но разных объекта:
Таким образом, для создания законной фонограммы часто требуется либо согласие автора музыкального произведения (композитора, автора текста), либо иное законное основание (например, договор, лицензионное право). Просто записать чужую мелодию нельзя без разрешения, даже если вы не публикуете её — вы нарушите смежные или авторские права.
Кто же может быть правообладателем фонограммы?
Согласно статье 1322 ГК РФ, изготовителем фонограммы признаётся лицо, которое взяло на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображения этих звуков.
Если нет доказательств обратного, то изготовителем считается тот, чьё имя или наименование указано на экземплярах фонограммы или в упаковке.
Изготовитель — это самый главный субъект, обладающий исключительным правом на использование фонограммы.
Исполнитель — это лицо, творческим трудом которого создано исполнение произведения. Он имеет смежные права на своё исполнение: исключительное право на исполнение, право авторства исполнения (имя исполнителя) и право на защиту исполнения от искажений.
Эти права действуют независимо (хотя и согласуются) с правами изготовителя фонограммы.
Автор музыкального произведения (композитор) и/или автор текста песни имеют авторские права на мелодию и текст. При создании фонограммы часто требуется их разрешение, если вы хотите использовать чужую музыку или текст в записи.
Поэтому фактически в цепочке прав стоят три уровня: автор → исполнитель → изготовитель фонограммы. И использование фонограммы должно уважать права каждого из этих звеньев.
Изготовитель фонограммы получает исключительное право использовать фонограмму любым законным способом, а также распоряжаться этим правом (продавать, лицензировать и пр.) (статья 1324 ГК РФ).
В частности, изготовитель может:
Согласно подпунктам пункта 2 статьи 1324 ГК РФ, использованием фонограммы считаются следующие действия:
Так что если вы, скажем, скачали аудио, скопировали его и разместили на сайте — это уже воспроизведение + доведение до всеобщего сведения (если не ограничено). Если вы используете запись в публичном месте — это тоже публичное исполнение.
Права изготовителя фонограммы не абсолютны — законодатель предусмотрел случаи, когда использование возможно, но с определёнными обязательствами.
Статья 1326 ГК РФ говорит: публичное исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, а также её сообщение в эфир или по кабелю допускается без разрешения обладателя исключительного права, но с выплатой вознаграждения.
То есть, если фонограмма уже была опубликована (например, выпущена звукозаписывающей компанией), её публичное исполнение или трансляция возможны, но вы обязаны заплатить правообладателю.
Вознаграждение собирается и распределяется организациями коллективного управления правами (ОКУП). (статья 1244 ГК РФ)
При этом 50 % от вознаграждения идёт исполнителям, 50 % — изготовителям фонограмм (если нет иного соглашения).
Пользователи фонограмм обязаны предоставить отчёты об использовании, документы, данные — чтобы ОКУП могла корректно распределить вознаграждение.
Важно: разрешение законом не освобождает вас от обязанности платить и от отчётности — просто вы не обязаны заключать лицензию вручную с правообладателем, если речь идёт об уже опубликованной фонограмме и использовании в публичном исполнении / трансляции.
Также стоит помнить, что не каждое воспроизведение автоматически подпадает под статью 1326 — только если фонограмма опубликована в коммерческих целях и используется публично или трансляционно.
Теперь применим всё вышесказанное к конкретному делу — как защитить свои права на фонограмму или как отстоять себя, если вас обвиняют в нарушении.
Основные нормативные акты:
Эти нормы образуют ядро правового обоснования.
Эти примеры показывают, что суды оценивают доказательства: была ли фонограмма действительно опубликована, каким образом она использована, насколько обоснованы требования о вознаграждении.
Права гражданина / правообладателя:
Типичные ошибки, которые совершают люди:
Поэтому при возникновении спора важно действовать своевременно и грамотно собирать доказательства.
Чтобы суд признал ваше право или подтвердил нарушение, важно обеспечить убедительные доказательства.
Фоноскопическая (фонографическая) экспертиза — судебно-криминалистическое исследование записи с целью установить принадлежность голоса, достоверность записи, степень её изменения и т.д.
Примеры:
Экспертиза — тяжёлый и дорогой путь, но часто необходимый, особенно если контрагент отрицает, что запись ваша.
Суд оценивает доказательства в совокупности — экспертное заключение усиливает вашу позицию, но важно, чтобы оно было назначено надлежащим образом и содержало достаточное обоснование.
Ниже — последовательность практически необходимых действий, если вы столкнулись с нарушением ваших прав на фонограмму:
Претензионная стадия обязательна в ряде случаев (в гражданском процессе) и показывает вашу добросовестность.
Если претензия не дала результата, подайте исковое заявление в суд с требованиями:
В иске следует изложить обстоятельства, правовую основу (соответствующие статьи ГК РФ), приложить документы и доказательства.
Важно — иск подавать в срок исковой давности (общий срок — три года, но могут быть нюансы).
Процесс может быть продолжительным, и часто успех зависит от деталей — грамотной подготовки, доказательств, экспертизы и качественного юридического сопровождения.
Особенно важно предусмотреть защиту прав заранее, в цифровой среде.
Когда вы создаёте фонограмму или используете чей-то аудиоматериал, заключайте:
Все такие договоры должны быть оформлены письменно с точным указанием прав, сроков, территории, вида использования.
Если вы размещаете фонограмму на платформе (аудиохостинги, стриминг-платформы), убедитесь, что условия использования (лицензия) защищают ваши права. Контролируйте, чтобы пользователь сети не мог просто скачать файл и разместить его у себя.
Вопрос фонограмма — что это далеко не тривиален.
Фонограмма — это не просто звуковая запись, это самостоятельный объект смежного права, на который распространяются исключительные права изготовителя (и смежные права исполнителя). Россиянские законы (Гражданский кодекс, в частности статьи 1322–1326) чётко устанавливают виды использования, обязанности и права.
Однако даже законная запись может быть использована неправомерно — без лицензии, без выплаты вознаграждения, без соблюдения договоров, без учёта цифровой специфики. И многие судебные споры возникают из-за недостаточно подготовленных правовых документов, слабых доказательств или поздней реакции.
Если вы создали фонограмму, разместили её в интернете, используете чужую запись или столкнулись с обвинением в нарушении — вам нужна юридическая экспертиза.
Заказывайте услуги юриста прямо сейчас по этой — вместе мы выработаем стратегию защиты или опровержения, подготовим договоры, претензии и обеспечим качественное сопровождение вплоть до судебного решения.
Знайте своё право, действуйте уверенно — и ваша фонограмма будет надёжно защищена.